SАLOMON MOTION 5.0–ЗАМЕНА РАМЫ
Все началось с того, что в мае этого года надоумило меня купить первые в своей жизни роликовые коньки, но это оказалось не так уж и просто. В нашем городе нет специализированных магазинов по продаже данного рода спортивного инвентаря, а в других спортивных магазинах выбирать особо не из чего было. Поэтому осмотрев весь ассортимент магазина, я остановил свой выбор на
SALOMON
MOTION 5.0.
![]() |
Покатался я неделю и понял, что эти ролики, мягко говоря, какие–то игрушечные и для меня они не подходят. Казалось, что еще немного, и они просто развалятся. Как поступить в данной ситуации? Можно, конечно, зашвырнуть данную модель в мусорный бак и произвести покупку других ролов, но денег, отданных за этот "шедевр", мне стало жалко. Нет, я не хочу наложить черное пятно на фирму–производителя, просто данная модель действительно рассчитана на людей до 75 кг, и предназначены они только для спокойного катания по городу. И тогда я решил… |
ЗАМЕНА РАМЫ.
Рама SALOMON MOTION 5.0 представляет собой две щеки, выполненные из композитного материала, которые соединяются между собой и самим ботинком посредством двух стальных заклепок. Конструкция нехитрая, и выполнить ее из другого материала не составит особого труда. Вопрос возник именно в выборе того материала, из которого сделать щеки рамы. Покопавшись в сетях всемирной паутины и просто посоветовавшись со своими знакомыми, я выбрал сплав алюминия АМг5. Этот материал является довольно легким и прочным.
Сначала нужно сделать чертеж щеки будущей рамы и затем изготовить ее по этому чертежу. Чертеж я сделал довольно быстро, опыт работы в конструкторском бюро дает о себе знать. Но данный чертеж совершенно отличался от исходной модели. Изменилась не только геометрия контура щеки, но и произошло уменьшение главного параметра, который не давал роликам маневренности – межосевое расстояние (92 против 82,5).
Чертеж сделан, материал выбран,
можно приступать к непосредственному изготовлению. Я взял лист АМг5 толщиной 5
мм, наложил на него шаблон щеки, выполненный по чертежу, и обвел его чертилкой.
Далее при помощи ножовки и напильника выпилил четыре одинаковые детали. Сжал все
четыре детали двумя струбцинами и просверлил в них отверстия. Нижние отверстия
служат для крепления осей с колесами, верхние – для крепления самой рамы к
ботинку.
![]() |
![]() |
Вот и все, рама готова. Теперь необходимо снять заводскую раму и установить только что изготовленную. Для этого следует снять оси колес, сами колеса, и высверлить заклепки. Когда я снял щеки, я просто не поверил своим глазам, как вообще данная конструкция может передвигать человека за 80 кг?! Вы когда-нибудь пробовали сгибать руками пластмассовую линейку, и как? Гнется, и щека точно так же.
Отложив их с глаз долой, стал я подгонять мои щеки под ботинок. Так как ботинок имеет изгибы, шлиф-машинка в виде "болгарки" сделала свое дело. Ну вот, щеки подогнаны под контур нижней части ботинка, верхние отверстия щек совпадают с отверстиями в ботинке, нужно их соединять. Для этого вместо заклепок я установил шпильки с колпачковыми гайками. Шпильки я быстро изготовил из болтов М6х60 при помощи лерки. Соединение такого типа дает большую надежность крепления и возможность быстрого демонтажа.
![]() |
![]() |
Начинаем собирать ботинок, раму и колеса. Возникает проблема следующего характера: когда стягиваются щеки, они зажимают колеса ролика, так как на них нет бобышек, которые бы упирались в подшипник колеса.
Устранить эту проблему можно путем установки шайб на внутренней поверхности щеки, в моем случае я их просто приклеил эпоксидным клеем. Можно было бы воспользоваться и аргонной сваркой (расточить отверстия и приварить алюминиевые втулки толщиной 7-8 мм).
В итоге проделанной работы получим:
Визуально, конечно, не впечатляет, но это только первый этап работы. Главное было определить силовые и геометрические параметры рамы, как она будет вести себя на дороге.
Факты:
Рама стала короче (по крайним осям на 27 мм)
Она стала намного жестче и прочнее.
Вес рамы довольно внушительный – 400 г.
Покатавшись пару дней, я ощутил довольно большое преимущество в маневренности по отношению к "старой" раме, но с приходом этого плюса появился и минус – снизилась устойчивость на высоких скоростях. Этот минус в настоящее время я особо не воспринимаю, так как месяц катаний, и вся неустойчивая езда практически исчезла.
Единственно, что мне действительно не нравилось, так это эстетический вид моей рамы, и тогда я решил пойти дальше…
Дизайн, или снижение веса
Эти два значения были неразлучны друг с другом на протяжении дальнейшей работы. Многие из тех, с кем я катаю, считали, что рама выглядит как-то громоздко и неуклюже, и в ней необходимо сделать технологические отверстия, которые приведут к снижению веса и визуальному улучшению.
Я сделал несколько эскизов отверстий, которые могут быть выполнены в щеках рамы, и, показав их нескольким своим знакомым, убедился, что наилучшим вариантом является именно этот:
Честно говоря, хотелось сделать раму, которая бы отвечала всем геометрическим и механическим требованиям, и в то же время имела свою индивидуальность.
Сделав шаблон из картона, я наложил его на готовую щеку, и обрисовал будущие отверстия. Осталось совсем немного, набраться терпения, запастись надфилями и напильниками.
Первым, с чего я начал, было высверливание отверстий по контуру. В итоге вот что у меня получилось:
Теперь нужно расточить при помощи надфиля стенки между отверстиями:
Заключительным этапом работы, является выравнивание полученных неровностей. Над этим процессом я провел не один час, но полученный результат стоил потраченных сил. Разница есть, и она очевидна.
![]() |
![]() |
Для приобретения товарного вида было принято решение дать раме цветную жизнь, то есть покрасить, и теперь она выглядит вот так:
Какие финансовые потери я понес – да никаких, все было сделано подручными средствами и собственными руками в гараже без применения каких–либо промышленных станков. Срок изготовления максимум 3 дня. Катаюсь на ней месяц, и проблем пока не возникало. Думаю, рама такой конструкции пройдет еще не одну добрую сотню километров.
Наименование рамы |
Материал |
М/о расстояние, мм |
Вес, г |
SALOMON |
Композит |
275 |
180 |
SAMODEL |
Лист АМг5 4 ГОСТ 21631-76 |
248 |
280 |
С уважением, Подгорный Дмитрий.
Новороссийск, лето 2006г.